Проект ФЗ «Об обязательном санитарно-эпидемиологическом страховании»

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни,здоровью или имуществу, а также вреда, причиненного окружающей природной средев результате использования продукции (выполнения работ, оказания услуг), произведенной (реализованных или оказанных) с недостатками и не соответствующейсанитарным нормам и правилам, а также требованиям технических регламентов,настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические иорганизационные основы обязательного страхования гражданской ответственностиизготовителей, исполнителей, продавцов (далее — обязательноесанитарно-эпидемиологическое страхование).

Представлены к ознакомнению не все статьи Федерального закона.

Статья 2. Законодательство обобязательном санитарно-эпидемиологическом страховании в Российской Федерации

Законодательство РФ об обязательном санитарно-эпидемиологическом страхованиисостоит из Гражданского кодекса РФ, настоящего ФЗ, Закона «Об организациистрахового дела в РФ», ФЗ «Об основах технического регулирования в РФ», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральногозакона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федерального закона «Оботходах производства и потребления»,  других федеральных законов ииздаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РоссийскойФедерации.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие болеенизкие, чем настоящий Федеральный закон, требования по обязательномусанитарно-эпидемиологическому страхованию, не подлежат применению.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чемте, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правиламеждународного договора.

Статья 3. Основные принципыобязательного санитарно-эпидемиологического страхования

Основными принципами обязательного санитарно-эпидемиологического страхованияявляются:

  • гарантия возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, жизни,здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящимФедеральным законом;
  • всеобщность и обязательность осуществления санитарно-эпидемиологическогострахования;
  • недопустимость осуществления на территории Российской Федерации деятельностипо реализации населению товаров (работ, услуг), изготовитель (исполнитель,продавец) которых не исполнил установленную настоящим Федеральным закономобязанность по страхованию своей гражданской ответственности;
  • экономическая заинтересованность изготовителей (продавцов, исполнителей) вповышении качества изготавливаемых товаров (выполняемых работ, оказываемыхуслуг).

Статья 4. Виды деятельности, приосуществлении которых проводится обязательное санитарно-эпидемиологическоестрахование

Перечень конкретных видов продукции (работ, услуг), в отношении которыхосуществляется обязательное санитарно-эпидемиологическое страхование,устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии снормативными правовыми актами, регулирующими проведениесанитарно-эпидемиологической экспертизы продукции, работ, услуг.

Статья 5. Требования, предъявляемыек  страховщикам

  • наличие не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованиюответственности изготовителей, продавцов и исполнителей за причинение вреда врезультате нарушения санитарно-эпидемиологических норм
  • наличие лицензии по обязательному страхованию ответственности изготовителей,продавцов и исполнителей за причинение вреда в результате нарушения санитарно-эпидемиологическихнорм
  • наличие представителей не менее чем в 30 субъектах РФ

Страховщики могут в соответствии с законодательством Российской Федерацииобразовывать объединения для координации своей деятельности, защиты интересовсвоих членов и осуществления совместных программ.

Статья 6. Особенности осуществлениястраховщиками операций по обязательному санитарно-эпидемиологическомустрахованию

При осуществлении обязательного страхования страховщики образуют резерв дляфинансового обеспечения компенсационных выплат (резерв компенсационных выплат).

Размер и порядок отчислений в резерв компенсационных выплат в соответствии соструктурой страховых тарифов, установленной Правительством РФ.

Средства резерва компенсационных выплат направляются на формирование средствФедерального санитарно-эпидемиологического фонда.

Статья 7. Порядок осуществленияобязательного санитарно-эпидемиологического  страхования.

Обязательное санитарно-эпидемиологическое страхование осуществляется на этапесанитарно-эпидемиологической экспертизы продукции (работ, услуг) страхователямипутем заключения со страховщиками договоров обязательногосанитарно-эпидемиологического страхования.

В договорах санитарно-эпидемиологического страхования указываются конкретныевиды деятельности, в отношении которых проводится обязательноесанитарно-эпидемиологическое страхование.

По договору обязательного санитарно-эпидемиологического страхования являетсязастрахованным риск гражданской ответственности самого страхователя.

При вступлении в силу договора обязательного санитарно-эпидемиологическогострахования страховщик вручает страхователю страховой полис. Документом,удостоверяющим вступление в силу договора обязательногосанитарно-эпидемиологического страхования, является страховой полис.

Правительством Российской Федерации устанавливаются форма страхового полисаобязательного страхования.

Страхователь вправе выбирать страховщика по своему усмотрению.

Обязательное санитарно-эпидемиологическое страхование организаций, информация окоторых содержит сведения, отнесенные к государственной, военной, служебной иликоммерческой тайне, проводится с соблюдением требований законодательства озащите тайны.

Статья 8. Порядок заключения договораобязательного санитарно-эпидемиологического страхования

При заключении договора санитарно-эпидемиологического страхования страховательобязан представить страховщику имеющиеся у него сведения, характеризующиестепень принимаемого на страхование риска, а именно: заполненноезаявление-анкету и заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы (в случаеего отсутствия – декларацию безопасности или сертификат соответствия).

Страховщик при заключении договора страхования вправе провести собственноеобследование страхователя для определения вероятности наступления страховогослучая и размера возможных убытков от его наступления.

Договор обязательного санитарно-эпидемиологического страхования заключается наосновании Правил обязательного санитарно-эпидемиологического страхования,утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Объект страхования.

Объектом обязательного санитарно-эпидемиологического страхования являютсяимущественные интересы страхователя, связанные с риском гражданскойответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вредажизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц, а также окружающейприродной среде в результате осуществления им на территории РоссийскойФедерации видов деятельности, подпадающих под действие настоящего Федеральногозакона.

Статья 10. Страховой риск, страховойслучай

Страховым риском является наступление гражданской ответственности страхователявследствие причинения вреда жизни, здоровью, имуществу физических лиц,имуществу юридических лиц, а также окружающей природной среде в результатеосуществления страхователем видов деятельности, подпадающих под действиенастоящего Федерального закона.

Страховым случаем признается факт установления обязанности страхователя в силугражданского законодательства Российской Федерации возместить вред, причиненныйжизни, здоровью, имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц, а такжеокружающей природной среде в результате непреднамеренного нарушениясанитарно-эпидемиологических норм, произошедшего вследствие:

  • отклонения в свойствах отдельных производимых (продаваемых) товаров отсвойств образцов, в отношении которых проводились исследования на соответствиесанитарно-эпидемиологическим нормам;
  • несоответствия условий производства товаров (выполнения работ, оказанияуслуг) санитарно-гигиеническим нормам, после проведениясанитарно-гигиенического обследования и экспертизы;
  • несоответствия реконструированных и построенных объектов нормам, заложеннымв проектных материалах в отношении систем отопления, вентиляции икондиционирования, или нарушения режима эксплуатации перечисленных систем послесанитарно-гигиенического обследования и экспертизы этих систем;
  • непредставления полной и/или достоверной информации о товаре (работе,услуге).

Факт причинения вреда должен быть подтвержден документально обоснованнойимущественной претензией или вступившим в законную силу решением судебныхорганов о возмещении реального ущерба, причиненного недостатками товара (работ,услуг), при условии, что претензия или исковое требование было предъявлено застрахованномулицу в течение 24 месяцев с даты окончания срока действия договора страхования.

Статья 11. Страховая сумма

Минимальный размер страховой суммы, в пределах которой страховщик обязуется принаступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срокадействия договора обязательного санитарно-эпидемиологического страхования)возместить потерпевшим причиненный вред, устанавливается Правительством РФ покаждому виду деятельности, подпадающему под действие настоящего ФЗ.

Статья 12. Государственное регулированиестраховых тарифов

  1. Государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредствомустановления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономическиобоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структурыстраховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определениистраховой премии по договору обязательного санитарно-эпидемиологическогострахования.
  2. Страховые тарифы по обязательному санитарно-эпидемиологическому страхованию(их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применениястраховщиками при определении страховой премии по договору обязательногострахования устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствиис настоящим Федеральным законом.
  3. Срок действия установленных страховых тарифов не может быть менее чем шестьмесяцев.
  4. Изменение страховых тарифов не влечет за собой изменение страховой премии подоговору обязательного страхования в течение срока его действия, оплаченной страхователемпо действовавшим на момент уплаты страховым тарифам.
  5. Полные или частичные компенсации отдельным категориям страхователейуплаченных ими страховых премий за счет повышения страховых премий для другихкатегорий страхователей не допускаются.
  6. Ежегодные статистические данные об обязательном страховании подлежатофициальному опубликованию федеральным органом исполнительной власти по надзоруза страховой деятельностью.

Статья 13. Страховые тарифы и страховыепремии

  1. Страховые тарифы по договорам обязательного санитарно-эпидемиологическогострахования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентовстраховых тарифов.
    Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от видовдеятельности, в отношении которых проводится обязательноесанитарно-эпидемиологическое страхование.
  2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются взависимости от:
    • годового оборота страхователя по тем видам деятельности, в отношенииосуществления которых проводится обязательное санитарно-эпидемиологическоестрахование;
    • наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками приосуществлении обязательного санитарно-эпидемиологического страхования впредшествующие периоды;
    • наличия предписаний органов санитарно-эпидемиологического надзора;
    • иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
  3. Кроме коэффициентов, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящейстатьи, при расчете страховых тарифов предусматриваются коэффициенты, которыеприменяются при обязательном санитарно-эпидемиологическом страховании вследующих случаях:
    • если страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения о запрошенныхим обстоятельствах, влияющих на страховую премию по договору обязательногосанитарно-эпидемиологического страхования, что повлекло за собой ее уплату вменьшей сумме по сравнению с той суммой, которая была бы уплачена при сообщениидостоверных сведений;
    • если страхователь умышленно содействовал наступлению страхового случая илиувеличению связанных с ним убытков либо заведомо искажал обстоятельстванаступления страхового случая в целях увеличения страховой выплаты.
      Указанные в настоящем пункте коэффициенты применяются страховщиками призаключении или продлении договора обязательного санитарно-эпидемиологическогострахования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известноо совершении предусмотренных настоящим пунктом действий (бездействии).
  4. Страховая премия по договору определяется путем произведения страховоготарифа и страховой суммы.
  5. Максимальный размер страховой премии по договору обязательногосанитарно-эпидемиологического страхования не может превышать кратныйразмер базовой ставки страховых тарифов.
  6. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховыетарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправеприменять тарифные ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленныхнастоящим Федеральным законом.

Статья 14. Срок действия договора обязательногосанитарно-эпидемиологического страхования

Срок действия договора обязательного страхования составляет один год, заисключением случаев, для которых настоящей статьей предусмотрены иные срокидействия такого договора.

При продлении договора обязательного страхования страховая премия на новый срокего действия уплачивается в соответствии с действующими на момент ее уплатыстраховыми тарифами.

Договор обязательного санитарно-эпидемиологического страхования может бытьзаключен на срок менее года, исключительно в отношении тех товаров, работ,услуг, в отношении которых срок действия санитарно-эпидемиологическогозаключения составляет менее года.

Статья 15. Страховые резервы

Для  обеспечения выполнения принятых страховых обязательств, страховщики впорядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, изполученных страховых взносов образуют необходимые для предстоящих страховыхвыплат страховые резервы.

Статья 16. Страховая выплата

При наступлении страхового случая страховщик производит страховую выплатулицам, предъявившим страхователю требования в установленном законодательствомпорядке. Потерпевшее третье лицо вправе предъявить непосредственно страховщикутребование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью, имуществу.

Страховая выплата производится выгодоприобретателям в пределах страховой суммыи не может превышать размера прямого ущерба жизни, здоровью, имуществу,окружающей природной среде.

Понятие «вреда», причиненного вследствие конструктивных, производственных,рецептурных или иных недостатков товара (работ, услуг) при обычных условияхиспользования (хранения, транспортировки, утилизации) товара, либо привыполнении работ (услуг), охватывает:

  • вред, причиненный жизни или здоровью физических лиц;
  • имущественный ущерб, за исключением стоимости товаров (работ, услуг),недостатки которых явились причиной нанесения вреда имущественным интересамтретьих лиц.

Страховая выплата физическим лицам в связи с вредом, причиненным жизни издоровью последствиями страхового случая, определяется в размере:

  • расходов по возмещению утраченного пострадавшим физическим лицом заработка(дохода), который он имел либо определённо мог иметь. Размер утраченногозаработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку(доходу) до увечья или иного повреждения здоровья, либо до утраты имтрудоспособности, соответствующих степени утраты профессиональнойтрудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности — степениутраты общей трудоспособности, в соответствии с порядком, установленнымдействующим гражданским законодательством;
  • дополнительных расходов, необходимых для восстановления здоровьяпострадавшего физического лица, в том числе расходы на лечение, приобретениелекарств, протезирование, санаторно-курортное лечение, посторонний уход,приобретение специальных транспортных средств и т.д., если пострадавшийнуждается в этих видах помощи и не имеет права на их бесплатное получение.Определение размера дополнительных расходов производится Страховщиком наосновании документов компетентных органов (медицинских учреждений,врачебно-трудовых экспертных комиссий, органов социального обеспечения) офактах и последствиях причинения вреда, а также с учетом справок,подтверждающих произведенные расходы;
  • части заработка (дохода), которого в случае смерти пострадавшего физическоголица (смерти кормильца) лишились нетрудоспособные лица, состоявшие на егоиждивении или лица, имевшие право на получение от него содержания. Определяетсяв размере той доли заработка (дохода), умершего, которую они получали или имелиправо получать на своё содержание при его жизни, в соответствии с порядком,установленным действующим гражданским законодательством;
  • расходов на погребение в случае смерти пострадавшего физического лица,которые определяются в размере необходимых и целесообразных расходов наосновании документов, подтверждающих такие расходы, и возмещаются лицу, котороеих понесло.

Сумма страховой выплаты в связи с вредом, причиненным имуществу, определяется вразмере:

  • прямого действительного ущерба, причиненного повреждением имущества, которыйопределяется в размере необходимых расходов по приведению имущества всостояние, в котором оно было до повреждения;
  • прямого действительного ущерба, причиненного уничтожением имущества, которыйопределяется в размере его действительной стоимости на дату причинения ущерба.

Для осуществления страховой выплаты страхователь и (или) выгодоприобретательпредставляют следующие документы:

  • требования к страховщику, предъявляемые ему в связи с наступившим страховымслучаем;
  • документы, свидетельствующие о причинах, масштабах, обстоятельствах ипоследствиях наступившего страхового случая.

Возмещению не подлежит ущерб:

  • связанный с причинами, о которых страхователю было известно до начала или впериод действия договора страхования;
  • вызванный умышленными действиями Страхователя и/или потерпевшего;
  • прямо или косвенно явившийся следствием ядерного взрыва, радиации илирадиоактивного заражения, военных действий, а также маневров или иных военныхмероприятий; гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок.

Заявление потерпевшего, содержащее требование о страховой выплате, сприложенными к нему документами о наступлении страхового случая и размере подлежащеговозмещению вреда направляется страховщику по месту нахождения страховщика илиего представителя, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанныхтребований потерпевшего и осуществление страховых выплат.

Место нахождения и почтовый адрес страховщика, а также всех его представителейв субъектах Российской Федерации, средства связи с ними и сведения о времени ихработы должны быть указаны в страховом полисе.

Статья 17. Исключение права суброгации

Страховщик, выплативший страховое возмещение по договору обязательногосанитарно-эпидемиологического страхования, не имеет права суброгации кработникам страхователя, допустившим ошибочные и (или) неправильные действияпри исполнении ими служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, которыеявились причиной страхового случая.

Статья 18. Замена страховщика

Замена страховщика по договорам обязательного санитарно-эпидемиологическогострахования может быть проведена на основании договора, заключенного этимстраховщиком с другим страховщиком.

Замена страховщика допускается с согласия страхователей по договорамобязательного санитарно-эпидемиологического страхования, обязательства покоторым передаются другому страховщику, и федерального органа исполнительнойвласти по надзору за страховой деятельностью. Кроме того, необходимо согласиепотерпевших, требующих страховых выплат по договору обязательногосанитарно-эпидемиологического страхования, обязательства по которому передаютсядругому страховщику.

О согласии на замену страховщика производится письменный запрос страховщиком,принимающим обязательства по договорам обязательногосанитарно-эпидемиологического страхования, у страхователей и потерпевших.Страхователи и потерпевшие вправе согласиться на замену страховщика, отказатьсяот нее, а страхователи также вправе отказаться от продления договораобязательного санитарно-эпидемиологического страхования, даже еслипредусмотренный договором срок для отказа от его продления уже истек.

О своем решении страхователи и потерпевшие в письменной форме извещаютстраховщика, передающего обязательства по договору обязательногосанитарно-эпидемиологического страхования или принимающего их.

В запросе о согласии на замену страховщика страхователям и потерпевшим должныразъясняться их права на отказ от замены страховщика и продления договорастрахования.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностьювправе отказать в замене страховщика в следующих случаях, если:

  • принятие страховщиком передаваемых ему обязательств по договорам обязательногострахования влечет за собой нарушение установленных в соответствии сзаконодательством Российской Федерации требований к гарантиямплатежеспособности страховщиков;
  • страховщик, принимающий обязательства по договорам обязательного санитарно-эпидемиологическогострахования, не имеет лицензию на осуществление обязательногосанитарно-эпидемиологического страхования;
  • условия и порядок замены страховщика не соответствуют требованиямзаконодательства Российской Федерации.

Статья 20.  Федеральный санитарно-эпидемиологическийфонд.

Для решения задач, установленных настоящим Федеральным законом, по решениюПравительства Российской Федерации создается Федеральныйсанитарно-эпидемиологический фонд в форме внебюджетной некоммерческойорганизации.

Порядок управления Федеральным санитарно-эпидемиологическим фондом определяетсяуставом, утверждаемым учредителями фонда. Попечительский совет фонда создается по решению Правительства Российской Федерации и осуществляет своюдеятельность на общественных началах.

Статья 21. Задачи Федеральногосанитарно-эпидемиологического фонда

Основными задачами Федерального санитарно-эпидемиологического фонда являются:

  • обеспечение стабильности системы обязательного санитарно-эпидемиологическогострахования на территории Российской Федерации, содействие ПравительствуРоссийской Федерации в организации международного сотрудничества в областисанитарно-эпидемиологического страхования в рамках заключаемых международныхдоговоров и соглашений, а также двусторонних соглашений объединенийстраховщиков о взаимной компенсации вреда, причиненного иностраннымиорганизациями;
  • осуществление компенсационных выплат;
  • взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросамсанитарно-эпидемиологического страхования;
  • осуществление мероприятий по организации обязательногосанитарно-эпидемиологического страхования в случаях отсутствия на территориистраховщиков, осуществляющих данный вид обязательного страхования;
  • финансирование мероприятий по предупреждению и локализации вспышек эпидемий;
  • участие в расходах организаций, уполномоченных осуществлятьсанитарно-эпидемиологическую экспертизу продукции в части экспертизы страховыхсобытий;
  • финансирование мероприятий по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановкина территории Российской Федерации;
  • проведение анализа и разработка предложений по развитиюсанитарно-эпидемиологического страхования.

Статья 22. Средства Федеральногосанитарно-эпидемиологического фонда

Денежные средства Федерального санитарно-эпидемиологического фонда,образованные за счет средств резерва компенсационных выплат по обязательномусанитарно-эпидемиологическому страхованию, направляются на финансированиерасходов, связанных с реализацией задач, указанных в статье 21 настоящего Федеральногозакона, и на создание резерва для финансирования мероприятий по предупреждениюнепредвиденного ухудшения санитарно- эпидемиологической обстановки.

Порядок формирования и условия использования денежных средств Федеральногосанитарно-эпидемиологического фонда, в том числе временно свободных денежныхсредств, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Денежные средства Федерального санитарно-эпидемиологического фонда не подлежатизъятию в федеральный и иные бюджеты.

Статья 23. Право Федеральногосанитарно-эпидемиологического фонда на возмещение убытков

Федеральный санитарно-эпидемиологический фонд имеет право требования возмещенияубытков, понесенных в связи с выплатой сумм ущерба третьим лицам, корганизациям, не заключившим договор обязательногосанитарно-эпидемиологического страхования, а также проходящим процедурубанкротства, ликвидации, или лишенных лицензии на осуществление своейдеятельности.

Статья 24. Разрешение споров

Споры, связанные с санитарно-эпидемиологическим страхованием, разрешаются вустановленном действующим законодательством порядке.

Статья 25. Государственный контроль

Деятельность, подлежащая обязательному санитарно-эпидемиологическомустрахованию, без соответствующего договора страхования запрещается.

Контроль за наличием договоров обязательного санитарно-эпидемиологическогострахования возлагается на федеральный орган исполнительной власти, специальноуполномоченный в области здравоохранения.

В случае выявления факта осуществления деятельности, подлежащей обязательномусанитарно-эпидемиологическому страхованию, без наличия действующегосоответствующего договора страхования, федеральный орган исполнительной власти,специально уполномоченный в области здравоохранения, в том случае еслисанитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие продукциисанитарно-эпидемиологическим нормам и правилам или другой разрешительныйдокумент выдаются данным органом, приостанавливает действие разрешительногодокумента, на основе которого осуществляется данная деятельность, илинаправляет представление о приостановке лицензии или другого разрешительногодокумента в орган, выдавший соответствующий разрешительный документ.

Статья 26. Информационное взаимодействие

Органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации играждане обязаны бесплатно предоставлять по запросам страховщиков имеющуюся уних информацию (в том числе конфиденциальную), связанную со страховыми случаямипо обязательному санитарно-эпидемиологическому страхованию или с событиями,послужившими основанием для предъявления потерпевшими требований окомпенсационных выплатах.

Специально уполномоченный Федеральный орган исполнительной власти такжепредоставляет страховщикам по их запросам сведения о деятельности юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми этими страховщиками заключеныдоговоры обязательного санитарно-эпидемиологического страхования.

  1. Страховщики обязаны соблюдать установленные законодательством РоссийскойФедерации режимы защиты, режим обработки получаемой конфиденциальной информациии порядок ее использования, а в случае их нарушения несут предусмотреннуюзаконодательством Российской Федерации ответственность.
  2. Страховщики обязаны сообщать сведения о заключенных, продленных,недействительных и прекративших свое действие договорах обязательногострахования в специально уполномоченный Федеральный орган исполнительнойвласти.

Порядок предоставления сведений, предусмотренных настоящим пунктом,устанавливается специально уполномоченным Федеральным органом исполнительнойвласти по согласованию с Федеральным органом исполнительной власти по надзоруза страховой деятельностью.

Статья 27. Порядок вступления в силунастоящего Федерального закона

Настоящий ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации