ОКС 13.020
ОКСТУ 0017
Дата введения 2007-10-01
Документ приведён не полностью.
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании«, а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
- ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») с участием РОО «Эколаин» на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
- ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
- УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 июля 2007 г. N 175-ст
- Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14001:2004 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» (ISO 14001:2004 «Environmental management systems — Requirements with guidance for use»)
- ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 14001-98
Введение
Организации всех видов все больше стремятся к достижению и демонстрации высокой экологической результативности, контролируя воздействия на окружающую среду своей деятельности, продукции или услуг в соответствии со своими экологической политикой и целями. Они делают это в условиях усиления строгости экологического законодательства, разрабатывая экономическую политику и другие меры, способствующие защите окружающей среды, в условиях роста внимания всех заинтересованных сторон к решению экологических проблем и обеспечению устойчивого развития.
Многие организации провели экологические «анализы» или «аудиты» для оценки своей экологической результативности. Однако сами по себе такие «анализы» и «аудиты» могут быть недостаточными для того, чтобы придать организации уверенность не только в том, что нужная результативность достигнута, но что она и впредь будет отвечать требованиям экологического законодательства и собственной экологической политики. Чтобы быть результативными, такие «анализы» и «аудиты» должны проводиться в рамках структурированной системы менеджмента, интегрированной в пределах организации.
Международные стандарты по экологическому менеджменту дают возможность организациям с элементами эффективной системы экологического менеджмента, которая может учитывать другие требования менеджмента, достичь определенных экологических и экономических целей. Эти стандарты, подобно другим международным стандартам, не предполагается использовать для создания нетарифных барьеров в торговле или для увеличения или изменения обязательств организации, налагаемых на нее законом.
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе экологического менеджмента, позволяющие организации разработать и внедрить экологическую политику и цели, учитывающие законодательные требования и информацию о значимых экологических аспектах. Он предназначен для применения организациями всех видов и размеров с учетом различия географических, культурных и социальных условий. Модель такого подхода представлена на рисунке 1. Успех системы зависит от обязательств, принимаемых на всех функциональных уровнях организации, особенно на уровне высшего руководства. Система такого вида позволяет организации сформулировать экологическую политику, установить цели и процессы для реализации экологической политики, предпринимать действия, необходимые для повышения экологической результативности и демонстрировать соответствие системы требованиям настоящего стандарта. Общая направленность настоящего стандарта — способствовать охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения в балансе с удовлетворением социально-экономических потребностей. Следует отметить, что многие из требований стандарта организация может выполнять одновременно или пересматривать их выполнение в любой момент.
Рисунок 1 — Модель системы экологического менеджмента
Примечание — Настоящий стандарт основывается на методологии, известной как методология PDCA («Plan-Do-Check-Act»): «Планирование — Выполнение — Контроль — Действие». PDCA может быть описана следующим образом:
- Планирование (Plan): разработка целей и процессов, необходимых для получения результатов, соответствующих экологической политике организации.
- Выполнение (Do): внедрение процессов.
- Контроль (Check): проведение мониторинга и измерения процессов в отношении реализации экологической политики, достижения целей, выполнения задач, законодательных и других требований, а также подготовка отчета о результатах.
- Действие (Act): выполнение действий по постоянному улучшению результативности системы экологического менеджмента.
Многие организации управляют своими операциями, используя систему процессов и их взаимодействий, т.е. применяя «процессный подход». ИСО 9001-2000 отдает предпочтение использованию процессного подхода. Поскольку цикл PDCA может быть применен ко всем процессам, то обе эти методологии являются совместимыми.
Второе издание стандарта ориентировано на достижение большей ясности по сравнению с первым изданием, кроме того, в нем надлежащим образом учтены положения стандарта ИСО 9001, чтобы способствовать совместимости этих двух стандартов на благо всех пользователей.
Для простоты пользования номера пунктов раздела 4 настоящего национального стандарта и номера пунктов приложения А взаимоувязаны. Например, пункты 4.3.3 и А.3.3 посвящены рассмотрению целей, задач и программ, пункты 4.5.5 и А.5.5 — внутреннему аудиту. В приложении Б установлено техническое соответствие между требованиями ИСО 14001-2004 и ИСО 9001-2000.
Имеется важное различие между настоящим стандартом, устанавливающим требования к системе экологического менеджмента организации, который может быть использован для сертификации/регистрации и/или самодекларации организации о соответствии своей системы экологического менеджмента, и руководящими указаниями, предназначенными не для целей сертификации, а для помощи организациям при разработке, внедрении или улучшении системы экологического менеджмента. Экологический менеджмент охватывает весь круг вопросов, включая связанные со стратегией или конкурентоспособностью. Демонстрация успешного внедрения настоящего стандарта может быть использована организацией для того, чтобы заинтересованные стороны удостоверились в наличии у нее действующей системы экологического менеджмента.
Руководящие указания по поддержке методов экологического менеджмента содержатся в других международных стандартах, в частности, в документах по экологическому менеджменту, разработанных ИСО/ТК 207. Ссылки на другие международные стандарты в тексте настоящего стандарта приведены только для информации.
Настоящий стандарт содержит только те требования, выполнение которых может быть объективно проверено в ходе аудита. Тем организациям, которым требуется более общее руководство по широкому кругу вопросов в отношении систем экологического менеджмента, следует обратиться к ГОСТ Р ИСО 14004.
Настоящий стандарт не устанавливает абсолютных (количественных) требований к экологической результативности, выходящих за рамки обязательств, вытекающих из экологической политики: соответствия применимым требованиям законодательства и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять, принципам предотвращения загрязнения окружающей среды и постоянного улучшения своей деятельности. Следовательно, две организации, занимающиеся аналогичной деятельностью, но имеющие различную экологическую результативность, могут обе соответствовать этим требованиям.
Принятие и внедрение ряда методов экологического менеджмента при системном подходе может обеспечить оптимальный результат для всех заинтересованных сторон. Однако применение настоящего стандарта не гарантирует само по себе получения оптимального экологического результата. Для достижения поставленных экологических целей система экологического менеджмента может побудить организацию к применению наилучших существующих технологий там, где это целесообразно и экономически приемлемо, с учетом показателя затраты — эффективность.
Настоящий стандарт не устанавливает требований, характерных для других систем менеджмента, в частности, систем менеджмента качества или системы менеджмента охраны здоровья и безопасности персонала, финансового менеджмента или управления риском. Однако элементы стандарта могут быть связаны или интегрированы с соответствующими элементами других систем менеджмента. Организация может адаптировать существующую в ней систему(ы) менеджмента для создания системы экологического менеджмента, удовлетворяющей требованиям настоящего стандарта. Однако следует учитывать, что применение различных элементов системы менеджмента может отличаться в зависимости от предполагаемого назначения и от участвующих заинтересованных сторон.
Уровень детализации и сложности системы экологического менеджмента, степень документированности, необходимые ресурсы зависят от таких факторов, как область применения системы, размер организации, характер ее деятельности, продукции и услуг. В частности, это может быть система, внедренная на малых и средних предприятиях.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе экологического менеджмента, позволяющие организации разработать и внедрить экологическую политику и цели, учитывающие законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять. В стандарте приведена информация о значимых экологических аспектах. Стандарт применим к экологическим аспектам, которые организация идентифицировала как те, которыми она может управлять и на которые может влиять. Стандарт не устанавливает конкретных критериев в отношении экологической результативности.
Настоящий стандарт предназначен для применения любой организацией, которая заинтересована в том, чтобы:
- разработать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и улучшать систему экологического менеджмента;
- удостовериться в своем соответствии заявленной экологической политике;
- продемонстрировать соответствие настоящему стандарту путем:
- самооценки и самодекларации;
- подтверждения своего соответствия со стороны, заинтересованной в деятельности организации, например, потребителями;
- подтверждения своей самодекларации со стороны, внешней по отношению к организации;
- проведения сертификации/регистрации системы экологического менеджмента внешней организацией.
Все требования настоящего стандарта применимы к любой системе экологического менеджмента. Степень их применения зависит от таких факторов, как экологическая политика организации, характер ее деятельности, продукции и услуг, а также местоположение и условия ее функционирования.
Настоящий стандарт включает также руководство по применению стандарта, приведенное в приложении А.
2. Нормативные ссылки
Нормативные ссылки отсутствуют. Настоящий раздел включен для сохранения преемственности в нумерации пунктов стандарта с предыдущим изданием (ИСО 14001:1996).
4. Требования к системе экологического менеджмента
4.1 Общие требования
Организация должна разработать, документировать, внедрить, поддерживать и последовательно улучшать систему экологического менеджмента в соответствии с требованиями настоящего стандарта и определить, как она будет выполнять эти требования.
Организация должна определить и документировать область применения системы экологического менеджмента.
4.2 Экологическая политика
Высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы в рамках установленной области применения системы экологического менеджмента политика:
- соответствовала характеру, масштабу и воздействиям ее деятельности, продукции и услуг на окружающую среду;
- включала обязательство следовать принципам постоянного улучшения и предотвращения загрязнений;
- включала обязательство соответствовать применимым требованиям экологического (природоохранного) законодательства и другим требованиям, связанным с ее экологическими аспектами, которые организация обязалась выполнять;
- обеспечивала основы для установления и анализа экологических целей и задач;
- документально оформлялась, внедрялась и поддерживалась;
- доводилась до сведения всего персонала организации и лиц, работающих для организации или по ее поручению;
- была доступна для общественности.
4.3 Планирование
4.3.2 Законодательные и другие требования
Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру(ы):
- идентификации и обеспечения доступа к применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять и которые имеют отношение к ее экологическим аспектам;
- определения, каким образом эти требования применимы к ее экологическим аспектам.
Организация должна гарантировать, что применимые законодательные и другие требования, которые она обязалась выполнять, учитываются при разработке, внедрении и обеспечении функционирования системы экологического менеджмента.
4.3.3 Цели, задачи и программа(ы)
Организация должна установить, внедрить и поддерживать документально оформленные экологические цели и задачи для соответствующих функций и уровней (управления) в рамках организации.
Цели и задачи должны быть измеримыми, если это практически целесообразно, и соответствовать экологической политике, включая обязательства по предотвращению загрязнений, обеспечению соответствия требованиям законодательства и другим требованиям, выполнять которые организация обязалась, и постоянному улучшению.
При установлении и анализе своих целей и задач организация должна учесть законодательные и другие требования, которые она обязалась выполнять, а также значимые экологические аспекты. Она также должна рассмотреть свои технологические возможности, финансовые, эксплуатационные и деловые требования, а также точки зрения заинтересованных сторон.
Организация должна разработать, внедрить и поддерживать программу(ы) достижения своих целей и задач. Программа(ы) должна(ы) включать в себя:
- распределение ответственности за достижение целей и выполнение задач для соответствующих функций и уровней (управления) организацией;
- перечень необходимых средств и сроки достижения (реализации) целей и задач.
4.4 Внедрение и функционирование
4.4.1 Ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия
Руководство организации должно обеспечить доступность ресурсов, необходимых для разработки, внедрения, обеспечения функционирования и улучшения системы экологического менеджмента. Под ресурсами подразумевают человеческие (кадровые) ресурсы, специальные знания (навыки), организационную инфраструктуру, технологию и финансовые ресурсы.
Функциональные обязанности, ответственность и полномочия персонала должны быть определены, документированы и доведены до сведения тех лиц, которых они касаются, для улучшения результативности экологического менеджмента.
Высшее руководство организации должно назначить своего(их) специального(ых) представителя(ей) руководства, который(ые) помимо других обязанностей будет(ут) иметь определенные функциональные обязанности, нести ответственность и обладать соответствующими полномочиями для того, чтобы:
- гарантировать, что система экологического менеджмента разработана и внедрена, а также, что обеспечено ее функционирование в соответствии с требованиями настоящего стандарта;
- представлять высшему руководству для анализа отчеты о результативности системы экологического менеджмента, включая рекомендации по улучшению.
4.4.4 Документация
Документация системы экологического менеджмента должна содержать:
- экологическую политику, цели и задачи;
- описание области применения системы экологического менеджмента;
- описание основных элементов системы экологического менеджмента и их взаимодействия, а также ссылки на соответствующие документы;
- документы, включая записи, соответствующие требованиям настоящего стандарта;
- документы, включая записи, определенные организацией как необходимые для обеспечения результативного планирования, функционирования и управления процессами, которые связаны со значимыми экологическими аспектами.
4.4.5 Управление документацией
Документами, требуемыми системой экологического менеджмента и настоящим стандартом, необходимо управлять. Записи являются документами особого вида, и ими необходимо управлять в соответствии с требованиями 4.5.4.
Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру(ы):
- утверждения документов перед их выпуском для проверки их адекватности;
- анализа, актуализации документов по мере необходимости и их повторного утверждения;
- обеспечения идентифицируемости изменений и текущего статуса пересмотренного документа;
- обеспечения доступности соответствующих версий применимых документов в местах их использования;
- обеспечения удобочитаемости и надлежащего обозначения документов;
- обеспечения надлежащей идентификации и контроля распространения документов внешнего происхождения, определяемых организацией как необходимые для планирования и функционирования системы экологического менеджмента;
- предотвращения непреднамеренного использования устаревших документов и использования подходящей идентификации, если в них сохраняется потребность.
4.5 Контроль
4.5.2 Оценка соответствия
4.5.2.1 В соответствии с принятыми обязательствами по обеспечению соответствия организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру(ы) периодической оценки соответствия применимым законодательным требованиям.
Организация должна сохранять записи о результатах периодических оценок.
4.5.2.2 Организация должна оценивать свое соответствие другим требованиям, которые она обязалась выполнять. Организация может объединить эту оценку с оценкой соответствия законодательным требованиям согласно 4.5.2.1 или установить отдельную процедуру.
Организация должна сохранять записи о результатах периодических оценок.
4.5.3 Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру(ы) обращения с фактическими и потенциальными несоответствиями, принятия корректирующих и предупреждающих действий. Процедура(ы) должна(ы) отвечать требованиям по:
- выявлению и корректированию несоответствия(ий) и осуществлению действий по смягчению их влияния на окружающую среду;
- исследованию несоответствия(ий), определению его(их) причин(ы) и осуществлению действий для исключения его (их) повторения;
- оценке необходимости выполнения адекватных действий для исключения появления несоответствий;
- записям результатов предпринятого(ых) корректирующего(их) и предупреждающего(их) действия(й);
- анализу результативности предпринятого(ых) корректирующего(их) и предупреждающего(их) действия(й).
Предпринимаемые действия должны быть соразмерны масштабу проблемы и выявленному воздействию на окружающую среду.
Организация должна обеспечить внесение любых необходимых изменений в документацию системы экологического менеджмента.
4.5.4 Управление записями
Организация должна создать и поддерживать записи, необходимые для демонстрации соответствия требованиям своей системы экологического менеджмента и настоящего стандарта, а также записи о достигнутых результатах.
Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру(ы) для идентификации, хранения, защиты, доступа, определения срока хранения и удаления зарегистрированных данных.
Записи должны быть удобочитаемыми, идентифицируемыми и прослеживаемыми.
4.5.5 Внутренний аудит
Организация должна обеспечить проведение внутренних аудитов системы экологического менеджмента с запланированной периодичностью, чтобы:
- определить:
- соответствует ли система экологического менеджмента запланированным положениям экологического менеджмента, в том числе требованиям настоящего стандарта;
- должным ли образом система внедрена и поддерживается ли в рабочем состоянии;
- довести информацию о результатах аудитов до руководства.
Организация должна запланировать, установить, внедрить и поддерживать программу(ы) аудита, принимая во внимание значимость рассматриваемых видов деятельности с экологической точки зрения и результаты предыдущих аудитов.
Должна(ы) быть установлена(ы), внедрена(ы) и поддерживаться в рабочем состоянии процедура(ы) аудита, предусматривающая(ие):
- распределение ответственности и требования к планированию, проведению аудитов и подготовке отчетов по результатам аудита, а также сохранению соответствующих записей;
- определение критериев и области, частоты проведения аудитов и используемых методов.
При выборе аудиторов и проведении аудитов должны обеспечиваться объективность и беспристрастность процесса аудита.
4.6 Анализ со стороны руководства
Высшее руководство должно анализировать систему экологического менеджмента через запланированные интервалы времени, чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и результативность. Анализы должны содержать оценку возможностей улучшения и необходимость изменений системы экологического менеджмента, включая экологическую политику, цели и задачи. Записи результатов анализа со стороны руководства должны документироваться.
Исходные данные для анализа со стороны руководства должны содержать:
- результаты внутренних аудитов и оценки соответствия законодательным требованиям и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять;
- сообщения внешних заинтересованных сторон, включая жалобы;
- экологическую результативность организации;
- степень достижения целей и выполнения задач;
- состояние выполнения корректирующих и предупреждающих действий;
- действия, предпринятые по результатам предыдущих анализов со стороны руководства;
- изменившиеся обстоятельства, включая развитие законодательных и других требований, относящихся к экологическим аспектам;
- рекомендации по улучшению.
Результаты анализа со стороны руководства должны включать в себя любые решения и действия, связанные с возможными изменениями экологической политики, целей, задач и других элементов системы экологического менеджмента в соответствии с обязательствами в отношении постоянного улучшения.
Приложение А (справочное)
Руководство по применению настоящего стандарта
А.1 Общие требования
Настоящее приложение носит информационный характер и предназначено для того, чтобы предотвратить неправильную интерпретацию требований, приведенных в разделе 4 настоящего стандарта. Поскольку настоящее приложение поясняет требования раздела 4, его не предполагается использовать для добавления, исключения или какой-либо модификации этих требований.
Предполагается, что результатом внедрения системы экологического менеджмента, описанной в настоящем стандарте, должно стать улучшение экологической результативности. Поэтому настоящий стандарт основывается на том, что организация будет периодически анализировать и оценивать систему экологического менеджмента с целью определения возможностей улучшения и реализации этих возможностей. Степень, масштабы и временные рамки процесса постоянного улучшения определяются организацией с учетом экономических и других обстоятельств. Результатом совершенствования системы экологического менеджмента должно стать дальнейшее улучшение экологической результативности.
Настоящий стандарт требует от организации:
- сформулировать соответствующую экологическую политику;
- идентифицировать экологические аспекты, обусловленные прошлой, настоящей или планируемой деятельностью, продукцией или услугами, с последующим определением значимости воздействий на окружающую среду;
- идентифицировать применимые законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять;
- идентифицировать приоритеты и установить соответствующие экологические цели и задачи;
- разработать структуру и программу(ы) реализации политики, достижения целей и выполнения задач;
- способствовать деятельности по планированию, управлению, мониторингу, предупреждающим и корректирующим действиям, аудиту и анализу для придания уверенности в том, что вся эта деятельность согласуется с политикой организации и что система экологического менеджмента соответствует установленным требованиям;
- быть способной к адаптации к изменяющимся обстоятельствам.
Организации, не имеющей системы экологического менеджмента, следует вначале оценить и проанализировать исходную картину своего взаимодействия с окружающей средой. Следует стремиться рассмотреть все экологические аспекты организации как основы для разработки системы экологического менеджмента.
Такой анализ должен охватывать четыре ключевые области:
- идентификацию экологических аспектов, включая те, которые связаны с нормальными и ненормальными (аномальными) условиями функционирования, включая запуски и остановы, нештатные ситуации и аварии;
- идентификацию применимых законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять;
- исследование существующей практики и процедур экологического менеджмента, включая те, которые связаны с деятельностью по закупкам и контрактам;
- оценку предшествующих нештатных ситуаций и аварий.
Инструменты и методы, применяемые для анализа, в зависимости от характера деятельности организации могут включать в себя использование контрольных списков, проведение опросов, непосредственную проверку и измерения, рассмотрение результатов предыдущих аудитов или других оценок.
Организация имеет свободу выбора границ применения системы и может определить область внедрения настоящего стандарта как в отношении всей организации, так и в отношении ее отдельных подразделений. Организации следует определить и документировать область применения системы экологического менеджмента. Это необходимо для уточнения границ, в пределах которых в организации будет действовать система экологического менеджмента, особенно если организация является частью более крупной организации, расположенной в том же месте. После того как область применения системы экологического менеджмента будет определена, все виды деятельности, продукции и услуг, входящих в эту область, следует считать включенными в систему экологического менеджмента. При определении области применения следует иметь в виду, что доверие к системе будет зависеть от выбора границ, в пределах которых она будет действовать. Если из области применения системы экологического менеджмента будет исключена какая-либо часть организации, то организации следует обосновать, почему это сделано. Если настоящий стандарт внедрен в конкретном подразделении (функциональной части), то в целях выполнения требований настоящего стандарта можно использовать политику и процедуры, установленные для других частей организации при условии, что они применимы для этого подразделения (функциональной части).
А.3 Планирование
А.3.1 Экологические аспекты
Требования 4.3.1 предназначены для улучшения процесса идентификации организацией экологических аспектов и определения тех из них, которые являются значимыми и, соответственно, приоритетными в системе экологического менеджмента организации.
Организации следует идентифицировать экологические аспекты в рамках области применения системы экологического менеджмента, учитывая «входы» и «выходы» (как предполагаемые, так и не предполагавшиеся), связанные с ее текущей или прошлой деятельностью, продукцией и услугами, с планируемыми или новыми разработками, новыми или модифицированными видами деятельности, продукцией или услугами. В процесс идентификации следует включать как нормальные, так и аномальные условия функционирования, пуска и останова, так же как и возможные, при разумном предположении, нештатные (аварийные) ситуации.
Организация не должна рассматривать каждый продукт, компонент или сырьевой материал в отдельности. Она может выбрать виды деятельности, продукции и услуг для идентификации ее экологических аспектов.
Так как единого подхода к идентификации экологических аспектов не существует, при выбранном подходе могут быть рассмотрены, например, следующие факторы:
- выбросы в атмосферу;
- сбросы в воду;
- сбросы на рельеф и размещение отходов;
- использование сырьевых материалов и природных ресурсов;
- использование энергии;
- потери энергии, например в виде тепла, радиации, вибраций;
- отходы и побочные продукты;
- физические характеристики, например размеры, форма, цвет, внешний вид.
В дополнение к тем экологическим аспектам, которые организация может контролировать непосредственно, следует также рассмотреть аспекты, на которые она может влиять, например аспекты, связанные с продукцией и услугами, используемыми организацией, и той продукцией и услугами, которые организация предоставляет. Далее приведены рекомендации по оценке возможностей такого управления и влияния. Однако при любых обстоятельствах именно организация определяет степень управления, а также аспекты, на которые она может влиять.
Следует рассмотреть аспекты, относящиеся к деятельности организации, продукции и услугам, такие как:
- проектирование и разработка;
- процессы изготовления;
- упаковка и транспортирование;
- экологическая результативность и практика работы субподрядчиков и поставщиков;
- управление отходами;
- извлечение (получение) и распределение сырьевых материалов и использование природных ресурсов;
- распределение, использование и утилизация продукции, срок службы которой закончился;
- дикая природа и биоразнообразие.
Управление и влияние на экологические аспекты продукции, поставляемой организации, могут значительно меняться в зависимости от ситуации на рынке, с которой сталкивается организация, и ее поставщиков. Организация, которая отвечает за проектирование своей продукции, может воздействовать на такие аспекты в значительной степени, например заменив отдельный исходный материал, однако, если организация должна поставлять продукцию в соответствии с техническими условиями, заданными извне, такие возможности весьма ограничены.
В отношении продукции, изготовляемой организацией, установлено, что организация может иметь ограниченный контроль над использованием и утилизацией своей продукции, например пользователями, но она может, если это целесообразно, рассмотреть возможность сообщения пользователям о соответствующих механизмах обращения и утилизации продукции для повышения степени влияния на экологические аспекты.
Изменения в окружающей среде отрицательного или положительного характера, полностью или частично связанные с экологическими аспектами, называют воздействиями на окружающую среду. Связь между экологическими аспектами и воздействиями является причинно-следственной.
В некоторых регионах культурное наследие может быть важным элементом окружения, в котором функционирует организация, и поэтому должно быть учтено при оценке воздействий на окружающую среду.
Поскольку организация может иметь множество экологических аспектов и связанных с ними воздействий, она должна определить критерии и метод(ы) определения значимых из них. Единого подхода к определению значимых экологических аспектов не существует. Однако используемый метод должен приносить согласующиеся результаты и предусматривать разработку и применение критериев оценки, например учитывающих взаимодействие с окружающей средой, вопросы законодательства, а также интересы внутренних и внешних заинтересованных сторон.
При подготовке информации, относящейся к значимым экологическим аспектам, организации следует определить необходимость сохранения этой информации, характеризующей как историю вопроса, так и способ использования этой информации при проектировании и внедрении системы экологического менеджмента.
В процессе идентификации и оценки экологических аспектов организации следует учитывать особенности территории, на которой осуществляется деятельность, затраты и время, требуемые для выполнения анализа, а также доступность надежных данных. Идентификация экологических аспектов не требует детальной оценки жизненного цикла продукции. Поэтому может быть использована уже имеющаяся информация, разработанная для исполнительных органов власти или иных целей.
Процесс идентификации и оценки экологических аспектов не предназначен для изменения или усиления правовых обязательств организации.
А.3.2 Законодательные и другие требования
Организации необходимо идентифицировать законодательные требования, применимые к ее экологическим аспектам, которые могут включать в себя:
- требования национального законодательства и международных соглашений;
- требования государственных, региональных, отраслевых нормативных актов;
- правовые требования местных органов власти.
Примерами других требований, которые организация может взять обязательство выполнять, являются (если они применимы):
- соглашения с органами власти;
- соглашения с потребителями;
- указания рекомендательного характера;
- добровольные кодексы и принципы установившейся практики;
- добровольная экологическая маркировка или соглашения по сопровождению продукции;
- требования торговых ассоциаций;
- соглашения с общественными группами или неправительственными организациями;
- обязательства, публично принятые организацией или ее материнской компанией;
- корпоративные требования.
А.3.3 Цели, задачи и программы
Цели и задачи должны учитывать специфику организации и, если это практически осуществимо, быть измеряемыми. Они могут быть краткосрочными и долгосрочными. При выборе вариантов технологии организации следует предпочесть использование лучших доступных технологий, если они экономически оправданы и эффективны. Ссылка на финансовые требования организации не дает основания считать, что организация обязана использовать методологию экологических счетов.
Создание и использование одной или большего числа программ важно для успешного внедрения системы экологического менеджмента. В каждой программе следует описать, как организация будет достигать целей и выполнения задач, включая указания сроков, необходимых ресурсов и лиц, ответственных за реализацию программ(ы). Эта(и) программа(ы) может(гут) иметь подразделы по конкретным элементам деятельности организации.
В программу следует включать (если это необходимо и практически осуществимо) рассмотрение этапов планирования, проектирования, производства, маркетинга и утилизации, что может быть сделано как для текущих, так и для новых видов деятельности, продукции или услуг. Для продукции это может быть проектирование, выбор материалов, производство, использование и последующая утилизация. При внедрении нового оборудования или значительной модификации процессов программа может охватывать планирование, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, использование и вывод из эксплуатации в соответствующие сроки, определяемые организацией.
А.4 Внедрение и функционирование
А.4.1 Ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия
Успешное внедрение системы экологического менеджмента требует ответственного отношения к ней всех лиц, работающих для организации или по ее поручению. Поэтому распределение ролей и ответственности в рамках системы не следует рассматривать только для функций экологического менеджмента, они должны затрагивать и другие области организации, такие как операционный менеджмент или выполнение персоналом других, не экологических функций.
В первую очередь к этой деятельности должно быть привлечено высшее руководство. Именно высшему руководству следует сформулировать экологическую политику и обеспечить внедрение системы экологического менеджмента. Для этого высшее руководство должно назначить специального представителя(ей) руководства, наделив его(их) определенными полномочиями и ответственностью за внедрение системы экологического менеджмента. В крупных или сложных по структуре организациях эти функции могут быть возложены на нескольких представителей руководства. В малых или средних по размерам организациях такая ответственность может быть возложена на одного человека. Руководству следует также гарантировать, что соответствующие ресурсы, такие как инфраструктура организации, предоставлены для обеспечения разработки, внедрения и поддерживания функционирования системы. Примерами элементов инфраструктуры организации являются здания, линии связи, подземные хранилища, системы канализации и т.п.
Также важно, чтобы ключевые функциональные обязанности и ответственность в системе экологического менеджмента были четко определены и доведены до сведения всех лиц, работающих для организации или по ее поручению.
А.4.4 Документация
Уровень детализации документации должен быть достаточным для описания системы экологического менеджмента и взаимодействия ее частей. В описании должно быть указано направление, в котором следует искать более детальную информацию о функционировании отдельных частей системы экологического менеджмента. Такая документация может быть объединена с документацией на другие системы, используемые организацией. Документация не обязательно должна иметь форму руководства.
Степень документированности системы экологического менеджмента может варьироваться для различных организаций в зависимости от:
- размера и типа организации, осуществляемых видов деятельности, производимой продукции или услуг;
- сложности процессов и их взаимодействия и
- компетентности персонала.
Примерами документов являются:
- заявление о политике, целях и задачах;
- информация о значимых экологических аспектах;
- процедуры;
- информация о процессах;
- организационная структура;
- внутренние и внешние стандарты;
- планы действий в аварийных и нештатных ситуациях на производственных площадках;
- записи.
Принятие любых решений в отношении документирования процедуры (процедур) следует обосновывать путем рассмотрения таких вопросов как:
- последствия, включая последствия для окружающей среды и последствия, которых следует ожидать в случае отсутствия документированной процедуры;
- потребность в демонстрации соответствия законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять;
- потребность подтверждения того, что деятельность выполняется согласованно;
- преимущества наличия документированных процедур, которые могут включать упрощение внедрения путем обмена информацией и обучения персонала, упрощение поддержания системы в рабочем состоянии и проверок, снижение риска неправильного понимания и ошибок, возможность демонстрации и наглядность;
- требования настоящего стандарта.
А.5 Контроль
А.5.2 Оценка соответствия
Организация должна быть способна продемонстрировать, что она провела оценку соответствия своей системы идентифицированным законодательным требованиям, включая используемые разрешения или лицензии.
Организация должна быть также способна продемонстрировать, что она провела оценку соответствия другим идентифицированным требованиям, которые она обязалась выполнять.
А.5.3 Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
В зависимости от характера несоответствия, установив процедуры, позволяющие учитывать соответствующие требования, организация может выполнять их при минимальном объеме официального планирования. В некоторых случаях это может быть более сложная и долгосрочная деятельность. Любая связанная с этим документация должна соответствовать уровню предпринимаемых действий.
А.5.4 Управление записями
Экологические записи могут включать, помимо прочего:
- записи в отношении жалоб;
- записи о подготовке (обучении) персонала;
- записи данных мониторинга процессов;
- записи по инспекциям, техническому обслуживанию и калибровке;
- записи о постоянных подрядчиках и поставщиках;
- отчеты по расследованию несчастных случаев;
- записи о проверках готовности к нештатным (аварийным) ситуациям;
- результаты аудитов;
- результаты анализа со стороны руководства;
- решения о внешних обменах информации;
- записи о применимых требованиях законодательства ;
- записи о значимых экологических аспектах;
- записи о встречах по экологическим проблемам;
- информацию по экологической результативности;
- записи, подтверждающие соответствие законодательству;
- записи об обмене информацией с заинтересованными сторонами.
Следует надлежащим образом относиться к конфиденциальной информации.
Примечание — Записи не должны быть единственным свидетельством подтверждения соответствия настоящему стандарту.
А.5.5 Внутренний аудит
Внутренние аудиты выполняют либо сотрудники организации, либо внешние лица, выбранные организацией и работающие по ее поручению. Лица, проводящие аудит, должны быть компетентны, а их позиция должна быть беспристрастной и объективной. В небольших организациях независимость аудитора может быть подтверждена отсутствием ответственности аудитора за проверяемую деятельность.
Примечание 1 — Если организация хочет объединить проведение аудитов системы экологического менеджмента с аудитами соответствия экологическому законодательству, содержание и область каждого из аудитов следует четко определять. Настоящий стандарт не устанавливает требований к аудитам соответствия экологическому законодательству.
Примечание 2 — Руководящие указания по аудиту систем экологического менеджмента приведены в ИСО 19011.