В рамках реорганизации российского законодательства, касающегося вопросов сертификации продукции, происходит дальнейшее сокращение количества товаров, сертифицировать которые требуется в обязательном порядке. Ярким подтверждением этого положения служат изменения, вносимые в перечни, которые введены в действие 01.12.09 правительством РФ (смотри постановление № 982). Если мы сравним редакции указанных перечней по состоянию на 01.12.09, 17.03.10, 20.10.10, 21.03.12 и 18.06.12 то сможем увидеть существенное сокращение включённых в них товарных позиций. Это обусловлено тем, что происходит перераспределение ответственности за качество товаров, предлагаемых на российском рынке конечному потребителю.
Если при оформлении обязательного сертификата мы имели несколько юридических лиц, отвечающих за качество (производитель, испытательная лаборатория, уполномоченный орган по сертификации и т.п.), то после перехода к декларированию качества остаётся только один – декларант. Именно на него возлагается ВСЯ полнота ответственности в том случае, если будет выявлено несоответствие характеристик продукции положениям заявленных законодательных и нормативных актов, вплоть до уголовной.
Данный подход к решению вопроса обеспечения отечественных рынков только качественной продукцией лежит в рамках унификации российского законодательства, посвященного вопросам сертификации и стандартизации, с общемировым. Это стало особенно актуально с 2012 года. Наша страна теперь – полноправный член ВТО. И переход от обязательной сертификации к декларированию призван, кроме существенного повышения качества выпускаемой продукции и защиты национального потребителя обеспечить конкурентоспособность российской продукции на международных рынках.
Переход осуществляется не единовременно, а в строгом соответствии с положениями базового документа по вопросам сертификации, действующего в России в настоящее время, федерального закона, зарегистрированного под № 184-ФЗ, и происходит в несколько этапов. И если первые шаги в этом направлении прошли достаточно спокойно, то последний – отменивший обязательную сертификацию продуктов питания, парфюмерии и косметики, был воспринят населением нашей страны неоднозначно.
В первую очередь негативная реакция обусловлена низкой информированностью населения и слабой организацией разъяснительной работы со стороны уполномоченных органов.
За прошедшее с 15.02.12 время статистические данные показывают существенное снижение на внутреннем рынке некачественной продукции именно по указанным товарным группам. Размещаемая на этикетках информация стала соответствовать вложениям. Продукты стали именоваться именно так, как должны были именоваться по закону. Например, на прилавках стало гораздо больше спрэдов, которые ранее продавались как сливочное масло, творогосодержащей продукции, которую мы ранее покупали как творог и т.п.