Лицензирование мед. деятельности

Лицензирование мед. деятельности введено в практику Российской Федерации в 2001 году с вводом в действие ФЗ № 128 о лицензировании, охватывающем различные виды деятельности. Лицензирование медицинских услуг в настоящее время осуществляется на базе Постановления Правительства № 30, которое ввело в действие Положение о лицензировании деятельности в сфере медицины, вступившее в силу в 2007 году.

Лицензирование мед. деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Минздравом РФ) и органами исполнительной власти субъектов РФ в виде муниципальных департаментов и отделов здравоохранения.

Практически все виды работ и медицинских услуг можно оказывать лишь после получения разрешения на ведение деятельности в медицинской сфере. Лицензирование мед. деятельности необходимо даже выполнять при открытии салонов, которые относятся в сфере простых медицинских услуг, например, солярий. В этом случае лицензирующий орган руководствуется тем положением, что световое излучение относится к косметологической помощи, а в соответствии с Постановлением № 30 терапевтическая косметология входит в перечень видов, где требуется лицензирование, поэтому обязательно оформление разрешения на солярий.

При  лицензировании мед. деятельности происходит всесторонняя проверка всех аспектов, определенных законодательством, путем анализа документации, приложенной к заявлению соискателя на лицензию. Орган лицензирования обязан также не реже одного раза в два года осуществлять контроль исполнения лицензиатом требований и условий лицензирования, которые установлены для вида услуг и работ лицензиата.

В случае нарушения условий лицензирования мед. деятельности лицензионный орган имеет право применения наказаний в виде приостановки деятельности, отзыва лицензии (по процедуре, установленной законом), административного и уголовного наказания.

В случае незаконного ведения медицинского бизнеса руководитель учреждения может быть привлечен к административному или уголовному наказанию.

Если причинен ущерб здоровью или жизни клиента, то получение компенсации им в этом случае возможно лишь через суд. Таким образом, при существующей разрешительной системе на ведение медицинской деятельности, использующей лицензирование мед. деятельности, основной участник медицинской сферы – потребитель услуг, является практически незащищенным от недобросовестного обслуживания.

Лицензирование мед. деятельности предусматривает получение множественных разрешительных документов, согласований, подписей. Такие процедуры являются основой коррупционной деятельности, которая, в том числе, охватила в настоящее время и медицинскую сферу. Поэтому многие законодатели ратуют за скорейшее внедрение в жизнь других методов и способов государственного регулирования деятельности.

Поэтому существует законопроект, отменяющий лицензирование мед. деятельности с 1 января 2013 года. В октябре 2010 года он прошел в Госдуме первую ступень обсуждения, и был принят в первом чтении. Разработкой данного законопроекта занимается Минздрав.

Законопроект предусматривает обязательное страхование гражданской ответственности медицинских учреждений, оказывающих услуги населению. Для всех медицинских учреждений предлагается ввести обязательное заключение договора со страховой компанией. В одинаковой степени это касается и индивидуальных предпринимателей, которые в настоящее время имеют лицензирование мед. деятельности и оказывают такого рода услуги в виде частной практики. Страхование гражданской ответственности будет являться обязанностью любого медицинского учреждения, в противном случае оно не будет иметь законного основания для оказания услуг.

По законопроекту в качестве страхового случая выступает ущерб, причинение вреда здоровью или жизни пациента. Вне зависимости от того, кто повинен в данном проступке, организация или ее сотрудник, достаточно определения связи между причинением вреда и оказанием медицинской помощи. Выплаты предлагается предусмотреть в случае присвоения инвалидности или смерти пациента, которая произошла по вине медицинского учреждения. Предлагается установить максимальную сумму выплаты при смерти в размере 2 миллионов рублей. При наступлении инвалидности – от 500 тысяч до 1,5 миллионов рублей (для разных групп инвалидности своя установленная сумма). Если вред, причиненный больному по вине медицинского учреждения более легкий, то руководствоваться следует Гражданским Кодексом РФ.

Проект закона предусматривает в случае банкротства страховщика выплату средств из резервного фонда, который будет создаваться профессиональными объединениями страховщиков специально для покрытия страховых выплат, связанных с оказанием медицинских услуг. Законопроект формулирует требования к страховым компаниям, которые станут равноправными участниками государственного регулирования взаимоотношений на рынке медицинских услуг и смогут осуществлять обязательное страхование ответственности учреждений, оказывающих медицинские услуги и выполняющих работы в одной из специализаций медицинского направления.

Таким образом, предполагается, что лицензирование мед. деятельности и фармацевтической деятельности будет отменено в Российской Федерации с 2013 года. Лицензирование мед. деятельности фактически заменит обязательное страхование.