Лицензирование предпринимательской деятельности, наряду с государственной регистрацией субъектов бизнеса, является эффективным способом воздействия местных органов самоуправления и государства на предпринимательство в РФ. Первым шагом в официальном признании бизнеса является государственная регистрация в органах юстиции всех лиц, которые реализовывают предпринимательскую деятельность.
Кроме регистрации самого предпринимателя или юридического лица, подлежат государственной регистрации и права предпринимателей. Право на ведение бизнеса в той или иной сфере подтверждает лицензирование предпринимательской деятельности.
Основным документом, определяющим подходы к лицензированию на территории РФ, является федеральный закон № 128, введенный в действие в 2001 году.
Лицензирование предпринимательской деятельности включает в себя:
- выдачу разрешения на ведение бизнеса в заявленной сфере;
- возможность переоформления разрешительных документов в случае окончания срока или утраты лицензии;
- аннулирование или приостановление действия разрешительного документа;
- периодический надзор органа лицензирования за исполнением лицензионных требований и условий лицензиатом в течение времени действия лицензии.
Лицензирование предпринимательской деятельности состоит из двух параллельных процессов: оформление разрешений на ведение бизнеса и контроль исполнения требований законодательства о лицензировании.
На каждый вид бизнеса должно быть получено государственное разрешение, если это предусмотрено российским законодательством. Пройти лицензирование предпринимательской деятельности соискатель может, как в федеральном органе лицензирования, так и в органах лицензирования местного самоуправления. Зависит такая возможность, в первую очередь, от условий лицензирования, определенных законом для выбранной сферы, т.к. существуют такие виды предпринимательства, по которым выдавать разрешение на ведение бизнеса имеют право только уполномоченные федеральные службы.
Разрешительный документ, выданный федеральным органом лицензирования, действует на территории всей России, в то время как лицензирование предпринимательской деятельности, осуществленное в органе местного самоуправления, действительно лишь на территории субъекта федерации, где было выдано. Если бизнесмен намерен расширить свое дело за рамки субъекта, то ему в обязанность вменяется информирование о начале ведения предпринимательства органов местного самоуправления того субъекта, где начинается новый бизнес.
Срок действия лицензии определяется также в зависимости от вида бизнеса, но не менее 5 лет. Если за это время не было выявлено нарушений со стороны лицензиата условий и требований законодательства о лицензировании, то он имеет право обратиться в лицензирующий орган для продления разрешения на ведение бизнеса.
Основными критериями отнесения бизнеса к тому виду, когда необходимо лицензирование предпринимательской деятельности, являются по закону
возможность нанесения вреда государственной безопасности, обороне России, жизни и здоровью граждан, нарушению их интересов, а также возможность нанесения вреда культурному наследию Российской Федерации в результате деятельности. Еще одно из условий – это невозможность применения к данному виду деятельности другого способа регулирования, кроме лицензирования.
Лицензирование предпринимательской деятельности предполагает последующий надзор соблюдения лицензионных условий. Контроль осуществляется лицензионными органами и включает в себя плановые и внеплановые инспекционные проверки, в ходе которых составляется акт выявленных нарушений. Орган лицензирования имеет право приостановления бизнеса до устранения грубых срывов. По окончании срока, указанного в предписании проводится внеочередная проверка, связанная с определением качества устранения недостатков.
В случае неоднократных грубых нарушений законодательных условий лицензирования, контролирующий орган имеет право (и обязан) обратиться в судебные органы с ходатайством об аннулировании разрешения на ведение предпринимательства по данному виду деятельности. Такое решение может принять только суд.
В последнее время существует тенденция ухода государства от прямого воздействия на бизнес с помощью лицензирования и замена другими методами государственного регулирования, например, аттестацией персонала, аккредитацией, страхованием гражданской ответственности, саморегулированием и другими.
17 декабря 2007 года вступил в силу ФЗ № 315, устанавливающий порядок функционирования саморегулируемых организаций на территории РФ. С вводом его в действие наблюдается тенденция, когда лицензирование предпринимательской деятельности отменяется, а государственное регулирование в данной сфере осуществляется с использованием управления с помощью добровольных сообществ предпринимателей в этой области.
Введение системы саморегулирования в строительной сфере и уже год работы в этих условиях, показал, что существуют положительные моменты такого перехода. Существенно снизилось количество «фирм-однодневок», которые ранее являлись участниками строительного рынка. Т.к. стало экономически невыгодно работать в строительстве некачественно.
Существенно снизилось количество субъектов, контроль деятельности которых осуществляется непосредственно государственными органами. Так государство оставило за собой право осуществлять надзор за самими СРО, а не за всеми предприятиями, которые осуществляют деятельность в строительстве. Регулировать все процессы между участниками строительной деятельности перепоручено самому бизнесу.
Лицензирование предпринимательской деятельности сыграло свою положительную роль на этапе становления рынка. Настало время внедрения более эффективных способов и методов государственного регулирования бизнесом.