Строительные лицензии были введены в качестве разрешительных документов одними из первых, т.к. данный вид деятельности относится к опаснейшим, влияющим на здоровье и жизнь людей. Строительные лицензии начали выдаваться в России с 1991 года. В 1998 году был выпущен ФЗ № 158, в соответствии с которым определялся порядок оформления и выдачи строительных лицензий. В 2001 году был принят новый федеральный закон № 128, в котором уже не был прописан порядок лицензирования, но общие положения, относящиеся к разрешительной сферы деятельности отдельных видов, оставался применимым и для строительных лицензий.
Вместо устаревших правил лицензирования для зданий и сооружений (после ввода в действие ФЗ № 128) в начале 2002 года Правительством РФ был принято Положение о строительных лицензиях, в соответствии с которым, строительные лицензии выдавались до 1 января 2009 года, когда их выдача была прекращена на основе изменений, внесенных в Градостроительный кодекс. С 1 января 2010 года было отменено лицензирование в строительной сфере.
Строительные лицензии на начальном пути развития лицензирования в России сыграли положительную роль, т.к. при получении разрешения на проведение строительных работ, фирма подвергалась качественной проверке. И в дальнейшем лицензиар имел право проведения инспекционного контроля с целью надзора за исполнением лицензионных требований. Поэтому фирмы, имеющие строительные лицензии, понимали всю степень ответственности и опасались надзора.
Но стремительное развитие строительства в России привело к тому, что возросло количество необходимых участников строительного рынка, и фирмы начали стремительно плодиться. Число строительных лицензий также быстро увеличивалось. Так к началу 2009 года число российских лицензиатов в сфере строительства перевалило за 250 тысяч единиц.
О каком контроле такого количества участников возведения сооружений может идти речь? Из-за ослабления надзора за ведением строительства, качество сооружений резко ухудшилось. Такая ситуация привела к недовольству со стороны потребителей строительной продукции. А более того, участились аварии, связанные с некачественным возведением объектов, которые влекли за собой и утрату людских жизней. Настал такой момент, что наличие строительной лицензии перестало быть гарантией качественного выполнения работ, на которые было государством выдано разрешение. Появилась острая необходимость в замене системы регулирования таким огромным и важным строительным рынком.
Были неоднократные попытки отмены строительных лицензий, но только в 2010 году это стало возможным, т.к. законодатели нашли эффективную форму регулирования строительной деятельности в виде создания системы саморегулирования путем создания добровольных сообществ строительных фирм и предприятий в виде саморегулирующейся организации (СРО).
Порядок создания и функционирования определило государство в ФЗ № 148, который внес существенные корректировки в Градостроительный кодекс. Также государство делегировало СРО самой определять те правила, по которым будет работать данная организация, и те стандарты, которые должны будут выдерживать строители, входящие в это объединение. Условием работы СРО является исполнение этой организацией и ее участниками российского законодательства, в том числе, в сфере стандартизации.
Также государство наделило СРО функцией контроля участников объединения. В то же время вся ответственность за неисполнение требований закона участником СРО возложена на объединение, включая материальную ответственность перед потребителями строительных услуг. Регулировать претензии со стороны застройщиков призван компенсационный фонд, который формируется в каждом СРО, и состоит из вкладов участников.
Сумма вступительного взноса, ежегодного взноса и сумма взноса в компенсационный фонд определяется самой СРО, которая функционирует на основе устава, имеет органы управления. СРО не может вести коммерческую деятельность с целью получения прибыли. В функции СРО входит выдача членам своего сообщества Допуска на выполнение работ, если фирма, которой выдается это свидетельство, выполняет все необходимые по законодательству требования.
Одно из самых основных требований – наличие персонала соответствующей квалификации для выполнения данного вида работ и повышение квалификации каждым сотрудником фирмы, включая руководство, не реже одного раза в 5 лет.
Строительные лицензии после своей отмены сыграли положительную роль в том, что за 2010 год, пока действует закон об обязательном членстве строительной фирмы в СРО, значительно уменьшилось число «фирм-однодневок», оказывающих услуги на строительном рынке.