Этикетка

Этикетка – это неотъемлемый элемент любого товара, выполненный в форме графического знака, либо текстовой информации, который размещается на изделии в виде прицепной бирки, талона-вкладыша или наклейки. Общими требованиями к этикетке, (разговорное наименование – «ярлык»), предусмотрено, что на ярлыке обязательно должны быть приведены:

  • сведения об основных потребительских характеристиках товара;
  • дата изготовления;
  • срок максимально допустимого применения (использования), либо гарантийный срок, в тех случаях, если таковые установлены;
  • основные правила использования (применения, соблюдение которых гарантирует наиболее эффективное и безопасное применение данного изделия;
  • официальное наименование изготовителя (исполнителя, продавца), его фактическое местонахождение;
  • реквизиты лица, являющегося официальным представителем изготовителя и уполномоченного на принятие претензий к товару от участников рынка и способы связи с ним.

Кроме вышеназванного значения носителя информации этикетка выполняет ещё целый ряд необходимых функций:

  1. Она может одновременно с первой задачей использоваться в качестве укупорки товара или его упаковки;
  2. Ярлык позволяет идентифицировать товар с высокой степенью достоверности.

Нередко этикетки подделываются, зачастую это происходит при продаже неходового товара. Чтобы противодействовать подделке этикеток (к примеру, указание на этикетке известного бренда) производители постоянно работают над формой, материалом и технологией изготовления этикеток. Кроме картонных и бумажных они могут быть:

  1. Многослойными или сложными, изготовленными в виде книжек;
  2. Самоклеющимися, изготовленными как на бумажной, так и на полимерной основе;
  3. Так называемыми стикерами;
  4. Термоусадочными;
  5. Термоэтикетками.

Эти и все остальные требования к ярлыкам регламентируются в нашей стране действующим законодательством.

  1. Федеральным законом России, датированным 07.02.92 и зарегистрированным под № 2300-1 (с изменениями на 25.06.12);
  2. Федеральным законом России, датированным 02.01.2000 и зарегистрированным под № 29-ФЗ (с изменениями на 19.07.11);
  3. Федеральным законом России, датированным 27.12.02 и зарегистрированным под № 184-ФЗ (с изменениями на 28.07.12);
  4. Постановлением за № 1575, которым правительство нашего государства 27.12.96 утвердило требование о необходимости размещения на импортной продукции информации о ней на русском языке. Последний раз текст документа изменялся 16.04.01;
  5. Отечественным ГОСТ Р, являющимся базовым по данному вопросу, зарегистрированным под № 51074-2003 и утверждённым постановлением № 401-ст, которое Госстандарт РФ издал 29.12.03. Последние изменения в документ внесены 15.12.09;
  6. Приказом за № 110, изданным Минздравсоцразвития РФ 12.02.07, в редакции на 01.08.12;
  7. Отечественным стандартом, адаптированным к международному законодательству по указанному вопросу, ГОСТ Р ISO/IEC, с регистрационным № 15426-1-2002. Указанный стандарт был утверждён 13.06.02 постановлением Госстандарта РФ, зарегистрированным за № 240-ст.

Требования к информации,  содержащейся на ярлыках продуктов питания, более жёсткие, чем тем, которые применяются на непродовольственных товарах, что позволяет в какой-то степени защитить внутренний рынок страны от поступления некачественных пищевых продуктов. На этих этикетках требуется обязательно указывать:

  1. Основную информацию (для продуктов отечественного производства, либо импортных) о данном продукте на русском языке;
  2. Полное и сокращённое наименование продукта питания;
  3. Состав;
  4. Пищевая ценность продукции;
  5. Производитель;
  6. Государство изготовитель;
  7. Товарный знак изготовителя (при наличии);
  8. Количество, объём или чистая масса (нетто) продукта;
  9. Условия, обеспечивающие безопасное хранение;
  10. Сроки годности;
  11. Ссылка на стандарт (ТУ, ГОСТ, иной норматив), согласно которому данный пищевой продукт изготовлен;
  12. Знак наличия сертификата соответствия (добровольного или обязательного) или декларации о соответствии установленного образца.
Этикетка