Российское законодательство позволяет подтверждать соответствие характеристик изделий требованиям, которые предъявляются к данным товарам действующими нормативами, законодательными и правовыми актами, оформив добровольный сертификат соответствия. Указанный документ может быть оформлен на товар, которые не включены в перечни обязательной сертификации, так и в дополнение к обязательным сертификатам и декларациям.
Для тех видов продукции, которые поименованы в упомянутых выше перечнях, добровольный сертификат соответствия может быть получен исключительно на те, присущие им, фактические характеристики (параметры), которые не являются основными. Соответствие продукции требованиям действующих нормативов необходимо, согласно законодательству, подтверждать обязательно.
Наличие добровольного сертификата соответствия всегда давало существенное конкурентное преимущество товару, на который он был оформлен. Так как конечный потребитель предпочитает приобретать продукцию гарантированно качественную. Банки и прочие инвесторы также гораздо охотнее сотрудничают с производителями, выпускающими качественный товар. А в связи со вступлением России в ВТО роль сертификата существенно возросла, особенно для продукции, производимой для последующего её экспорта.
Возрастание роли добровольной сертификации на современном этапе прямо связано с унификацией национального и международного законодательства, касающегося вопросов подтверждения качества и безопасности товаров. Законом под № 184-ФЗ добровольной сертификации отведена роль одного из наиболее важных инструментов, используемых для регулирования конкурентоспособности производимых товаров, собственно рыночной экономики, повышения качества производимых товаров (осуществляемых работ, оказываемых услуг).
Юридические отношения между участниками процесса получения добровольного сертификата соответствия и собственно системами, которые осуществляют указанную сертификацию, изложено в ст. 21 Федерального закона №184-ФЗ «О техническом регулировании».
На сегодняшний день Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии зарегистрировало уже более 800 систем добровольной сертификации. На ранних этапах создания указанных систем каждую десятую из них создавали непосредственно органы исполнительной власти, либо они входили в состав соучредителей. Это создавало предпосылки к возможным злоупотреблениям, когда заявителю навязывалась сертификация именно в ведомственной системе сертификации. Поэтому в закон 184-ФЗ вынужденно включили ст.19, в которой содержится прямой запрет подобного принуждения.
Действующие на сегодняшний день на территории России системы добровольной сертификации подразделяются на несколько основных групп, по видам объектов сертификации, с которыми работает та или иная система:
- Первые системы сертифицируют услуги;
- Вторые – работы;
- Третьи – выпускаемые товары;
- Четвёртые – действующие на предприятиях системы менеджмента (СМК) качества;
- Пятые занимаются вопросами сертификации персонала.
По степени востребованности той, либо иной системы, которая определяется количеством зарегистрированных в данной системе объектов, их принято делить на:
- Монообъёмные системы (те, в которых сертифицируют объекты, относящиеся к одному виду). Подобные системы составляют подавляющее большинство;
- Полиобъёмные системы (два и более вида объектов).
Оформление добровольного сертификата начинается с подачи соответствующей заявки. Заявителем может быть как сам производитель, так и продавец, либо доверенное лицо изготовителя, которому предоставлены соответствующие полномочия.
Оформить добровольный сертификат можно и в любой из систем обязательной сертификации.
Существенным отличием добровольной сертификации, проводимой в России, от аналогичных процедур, проводимых по законодательству третьих стран, является тот факт, что осуществление добровольной сертификации в нашей стране тех товаров, для которых законом предусмотрена обязательная сертификация, не освобождает заявителя от проведения обязательной сертификации последних.
Добровольный сертификат может, в зависимости от избранной схемы проведения сертификации, выдаваться на сроки от года до пяти лет.