Технический регламент Таможенного Союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011

Во исполнение решений, содержащихся в Соглашении, достигнутом странами – членами ТС 18.11.10 продолжается разработка новых межнациональных нормативных документов – технических регламентов ТС. В рамках указанной деятельности 18.10.11 комиссия ТС своим решением под № 826 приняла в качестве межнационального новый ТР ТС за № 013/2011.

Одновременно с указанным документом комиссия утвердила два перечня. В первый были включены наименования национальных и межгосударственных нормативных актов, добровольное выполнение положений которых в полном объёме юридически определяется как соблюдение стороной, осуществляющей это,  требований вышеназванного ТР ТС. Во второй — нормативные акты, которыми регламентировались методы и правила проведения исследований, измерений и испытаний, потребных для подтверждения фактических характеристик топлива требованиям данного ТР ТС.

Данный ТР вступил в законную силу с 31.12.12. Комиссия установила следующие сроки действия сертификатов соответствия топлива, которые были получены ранее (см.п. 3.2):

  1. сертификаты, оформленные до 18.10.11, сохраняют свою юридическую силу до окончания срока их действия;
  2. сертификаты на топливо, оформленные в период с 18.10.11 по 31.12.12 действуют до окончания указанного в них срока. Но, в любом случае, их действие прекращается до 30.06.14;
  3. начиная с 31.12.12 сертификация всех образцов топлива, подпадающих под действие нового ТР ТС, осуществляется исключительно на соответствие положениям данного документа.

Новым ТР ТС установлено, что, до 30.06.14, изготовитель имеет право производить и реализовывать топливо на основании положений ранее действовавших нормативов (межнациональных и национальных) при наличии установленным образом оформленного сертификата соответствия, которые были выданы до 31.12.12. Данная продукция маркируется исключительно с использованием национальной маркировки. Причём топливо, имеющее сертификационные документы, упомянутые в п.1 и п.2 (смотри выше) разрешено реализовывать до окончания установленных для них сроков годности.

Статьёй первой указанного ТР ТС установлено, что его положения распространяются на все типы топлива, производимого, либо реализуемого на территории государств-членов союза. За исключением топлива:

  1. поставки которого осуществляются по государственному оборонному заказу;
  2. экспортируемого в третьи страны, не являющиеся членами ТС;
  3. находящегося на хранении в государственном резерве;
  4. используемого на буровых платформах и нефтяных промыслах.

Регламент требует от продавца дизельного топлива и бензина информировать потребителя о марке и наименовании топлива, а также о соответствии последнего требованиям настоящего ТР ТС.

Требования безопасности, предъявляемые к различным наименованиям топлива, подробно рассмотрены в статье 4 настоящего ТР ТС. Здесь же определено, что на каждую поступающую в обращение партию топлива должен быть оформлен паспорт качества, содержащий следующую информацию:

  1. обозначение и наименование каждой марки топлива;
  2. наименование продавца, или импортёра, или уполномоченного производителем лица, или самого производителя. А также указание страны происхождения и подробного адреса производителя;
  3. при наличии – ссылка на документ, которым устанавливаются требования к указанному топливу;
  4. фактические и нормативные значения характеристик топлива, подтверждающие, что оно соответствует заявленной марки требованиям настоящего регламента;
  5. № и дату выдачи паспорта;
  6. подпись выдавшего документ должностного лица;
  7. информацию о декларации соответствия;
  8. информацию об имеющихся в топливе присадках.

Сопроводительные документы на каждую поступающую в продажу партию топлива, выполняются на двух языках: русском и языке страны-члена союза, в котором планируется реализация указанного топлива.

Соответствие характеристик топлива требованиям указанного ТР подтверждается декларацией соответствия, принимаемой заявителем, и оформляемой по установленной настоящим регламентом форме. Схемы, согласно которым осуществляется декларирование, приведены в восьмом приложении к данному ТР ТС.

Осуществлять работы по сертификации имеют право только аккредитованные и внесённые в Единый реестр ТС испытательные лаборатории и органы по сертификации.

Серийно выпускаемые типы топлива сертифицируются по схемам 6Д или 3Д. Партии топлива (ввозимые, либо выпускаемые) – по схеме 4Д. Опытно-промышленные партии – по двум схемам:

  1. 2Д – мазут, судовое топливо, дизельное топливо, автомобильный бензин;
  2. 4Д – топливо для РД, авиационный бензин.

 Принятая декларация соответствия в обязательном порядке регистрируется в Едином электронном реестре ТС. Срок её действия определён:

  1. схема 3Д – до трёх лет;
  2. 2Д и 4Д – в зависимости от сроков хранения, установленных для топлива данного типа, но не более трёх лет;
  3. 6Д – до пяти лет.
Технический регламент Таможенного Союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011